«Имперский Русский Балет» Гедиминаса Таранды представит в Культурном центре «Зеленоград» два одноактовых балета – «Кармен-Сюита» и «Шопениана».
Балет в одном действии «КАРМЕН-СЮИТА»
Жорж Бизе (1838-1875)
Родион Щедрин
Либретто по новелле Проспера Мериме «Кармен» в интерпретации Альберто Алонсо,
одновременно являющегося хореографом-постановщиком. Оформление сцены – Борис Мессерер
Балет восстановлен Гедиминасом Таранда
Премьера «Кармен-сюиты» Родиона Щедрина состоялась на сцене Большого театра в 1967 году с Майей Плисецкой в главной роли в постановке кубинского балетмейстера Альберта Алонсо.
Триумфальное шествие этого произведения на театральных сценах мира продолжается до настоящего времени. Музыка знаменитого балета стала бестселлером репертуара симфонических оркестров. Вневременной сюжет, где персонажи читаются как символы любви, страсти, рока, смерти, воли, судьбы.
Балет рисует не столько картины из реальной жизни, сколько духовные метания и волнения. Любовный треугольник Кармен-Хосе-Тореадор разрывает конфликт между свободой воли гордой цыганки с устоями и традициями общества «масок» – людей-марионеток, страшащихся всякого проявления независимости духа и всякой «непохожести» на них самих.
Балет в одном действии «ШОПЕНИАНА»
Фредерик Шопен (1810-1849)
Александр Глазунов
Михаил Фокин
Балетмейстер Михаил Фокин вошел в историю русского и мирового балета как замечательный экспериментатор, придавший искусству танца новую выразительность.
Среди отличительных черт творчества Фокина – создание постановок на небалетную музыку. Одним из таких спектаклей была «Шопениана», поставленная в 1909 году на музыку Ф. Шопена в оркестровке Александра Глазунова.
Спектакль полон эмоций. Фокин воскрешает образы романтического балета XIX века, передавая настроение мечтательности и легкой грусти, состояние на грани сна и реальности юноши-поэта, оказавшегося в мире сильфид.
Благодаря мастерству балетмейстера чарующая музыка Шопена становится ощутимой.
Музыка
В музыке балета использованы: торжественный и пышный полонез Ля мажор (в качестве увертюры) и поэтичный Седьмой вальс, оркестрованные Глазуновым; ноктюрн соч. 32 №2, начинающийся как плавная, словно покачивающаяся на волнах баркарола, и переходящий в патетический монолог; мазурка соч. 33 №3, меланхоличная, чуть капризная и изменчивая; миниатюрный прелюд №7, звучащий словно воспоминание о мазурке; Большой блестящий вальс Es-dur соч. 18, праздничный и нарядный; посмертный вальс Ges-dur соч. 70 №1, схожий по настроениям с вальсом es-dur.