В 2018 году КЦ «Зеленоград» отмечает 35-летие. Из 160 человек, которые в настоящее время трудятся в Культурном центре, порядка 30 сотрудников работают здесь более 20 лет.
Мы спросили «старожилов», какой вклад они внесли в развитие Дворца культуры, какие события для них стали самыми запоминающимися и почему они столько лет проработали в учреждении. У каждого из них своя история и воспоминания, но всех их объединяет преданность своему делу, огромная любовь к искусству и, конечно же, Дворцу культуры.
Работает в учреждении 30 лет.
Про вращающийся трон на сцене, лестницы с неба, переплетение жизни и работы:
— Получается, я уже дважды открывал киноконцертный зал: в 1983 году и сейчас, в 2018 году, после ремонта. 35 лет назад на момент открытия не были до конца доделаны технологические системы. И радиостанций тогда не было, поэтому мы разработали собственную систему условных обозначений между сценой и димерной: 1 удар в пол означал «включить», 2 удара — «выключить».
Всегда было интересно найти нестандартное техническое решение и воплотить его в жизнь. Это доставляло определенное удовольствие, в этом вся прелесть работы. В 90-е Театр Вахтангова привозил постановку «Ричард III». Нам необходимо было сделать управление троном со сцены. И мы это сделали, проложив специальный кабель с штанкетами, — самостоятельно, без дополнительных финансовых вложений. Видеть результат своих трудов на сцене — это что-то невероятное. Такие моменты откладываются в памяти.
Потом мы на свой страх и риск приобрели первые интеллектуальные приборы и сами, своими руками, их смонтировали. Это был определённый шаг на более высокий технологический уровень. Первым на новом оборудовании отработали концерт Алены Апиной. Ты смотришь на сцену и понимаешь: в твоих руках новые возможности, с их помощью можно доставить зрителям необычайное удовольствие. Мне кажется, значимой составляющей успеха артиста на сцене является качество работы технического персонала. Свет, звук, декорации – и вот шоу артиста играет другими красками.
Встреч за это время было немало, кого только ни видел, и всех из-за кулис. И «Голубой огонек» здесь снимали, со всем цветом эстрады. И концерт перед выборами Бориса Ельцина проводили — тогда народ заполонил всю площадь, висел на заборах и балконах домов. И победители одного из конкурсов «Юрмалы» во главе с Муратом Насыровым и Сосо Павлиашвили приезжали. Тогда специально для этого концерта сделали выход на сцену прямо с балкона 2-го этажа.
ДК для меня — вся жизнь, и это не просто слова: здесь прошло мое детство, здесь я построил карьеру и встретил любовь. Будучи пацаном, гулял на стройке. Будучи абитуриентом, выбирал училище с прицелом прийти впоследствии во Дворец. Будучи студентом 3 курса, уже приходил сюда договариваться насчет работы — со своим предшественником и тезкой – заместителем директора Поповым Борисом Васильевичем. Это происходило еще в вагончике, который стоял в парке. После получения диплома сразу пришел сюда работать. Через несколько месяцев коллектив проводил меня в армию. Сюда же я вернулся после службы. Здесь познакомился со своей будущей супругой и очень долго добивался ее взаимности. ДК для меня — дом родной, вся жизнь, другой у меня нет.
Было дело, я хотел сменить работу. Уволился. Ушёл в бизнес, отучился, разработал бизнес-план, но компания решила этот проект закрыть. И тут мне позвонила директор ДК Раиса Григорьевна Калёнова и сказала: «Хватит дурака валять, возвращайся». Так, спустя полгода, я вернулся на прежнее место — своё место по жизни.
Работает в учреждении 35 лет.
О директорах ДК и семье Пугачева-Орбакайте-Киркоров:
— Я успела посмотреть немало мероприятий за годы работы в ДК. Дворец работал на полную: к нам приезжали многие хорошие актеры и артисты. Но больше всего меня поразила Алла Борисовна Пугачева. Она, конечно, мастер своего дела. Особенная. Мне понравилось, как она работает: как вела концерт, преподносила себя, держала зал и вела себя со зрителями. Я её после того выступления зауважала. Ее дочь Кристина тоже у нас не раз выступала, отрабатывала концерты на одном дыхании. И Киркоров поначалу к нам часто приезжал. Молодой, красивый, как принц. Выступал с полной отдачей сил. Артист с большой буквы. Театры тоже часто были: и «Театр имени Моссовета», и «Ленком».
Культурный центр стал для меня вторым домом. Здесь прошла вся моя жизнь. Нет, не жалею. Даже благодарна тем, кто в свое принял меня на работу, — главный бухгалтер завода «Элма».
Я знала всех директоров, каждый привносил что-то свое в жизнь Дворца: Борис Андреевич Лаврентьев, первый директор, открывал, вводил здание в эксплуатацию, собрал хор «Ковчег»; Валентин Федорович Подрезов тоже многое сделал; Раиса Григорьевна Каленова развивала творческую деятельность; у Михаила Сергеевича Латкова свой подход — современный.
Работает в учреждении 27 лет.
О коллективе КЦ и зеленоградской публике:
— Я люблю свою работу. Мы дарим людям праздник. Мне нравится ощущать сопричастность этому процессу. Зрители приходят к нам отдыхать, заряжаться положительными эмоциями. А в ответ мы, работники Культурного центра, получаем энергию и эмоции от них. В течение нескольких лет я работала на детских елках, помогала за кулисами при проведении окружных сборных концертов звезд эстрады - это радостные и приятные воспоминания.
Я люблю людей, с которыми работаю, с некоторыми – много лет. Я знаю их семьи, поскольку сотрудники часто приводят в Культурный центр своих родных, близких, детей, которые растут у нас на глазах.
Я люблю зеленоградскую публику – интеллигентную и отзывчивую. Об этом не раз говорили артисты, которые выступали в Зеленограде. Мы работаем для наших жителей. Мне хотелось бы видеть Культурный центр любимым местом посещения горожан.
Работает в учреждении 33 года.
Про «смутные» периоды в истории Дворца культуры и покупательскую способность посетителей:
— В ДК были, кажется, все: Райкин, Лановой, Леонов, Абдулов, Гурченко, Догилева. Табаков разве что только не приезжал. Всех видели, на всех ходили. Но для меня самое яркое воспоминание, когда у нас дорогие автомобили ездили по кругу прямо в фойе — проходила выставка автомобилей (автосалон).
Еще хорошо помню конец 80-х, Перестройку, когда Дворец начал рассыпаться. Здесь открылся банк, сотрудники стали разбегаться и в Кассах осталась я одна. Страшный был период, смутный. В 90-е Товарная биржа хотела перекупить Дворец у завода «Элма», потому что завод не мог нас уже финансово тянуть – менялась страна. Но им это не удалось сделать. Наше руководство и руководство города добились через Юрия Лужкова включения ДК в систему бюджетных учреждений Комитета по культуре города Москвы.
Раньше покупательская способность аудитории была выше. Люди в советское время имели больше возможностей и желания ходить на мероприятия. В Кассы стояли огромные очереди, чтобы купить билеты на спектакли «Театра на Таганке», «Ленкома» или «Сатирикона». Сейчас аншлаги случаются гораздо реже. Может, потому что раньше на гастроли привозили не антрепризные спектакли, а театры представляли собственные постановки в шикарных декорациях. Сегодня зеленоградцы стали чаще ездить в столичные театры.
Во Дворце всегда было интересно. Хороший коллектив. Отмечали праздники, дни рождения, проводили Ёлки. Вся молодость здесь прошла. А молодость сама по себе хороша. Никогда не жалела, что не ушла. У меня всегда был хороший руководитель – Коровина Валентина Николаевна. Прекрасный человек, отзывчивый, добрый и ужасный трудоголик. Все работала и работала. Все сама и сама. Я очень рада, что встретила ее по жизни. Благодаря Валентине столько лет здесь и проработала.
Работает в учреждении 27 лет.
Про Михаила Задорнова и организацию гастролей артистов:
— За годы существования Дворца у нас были, кажется, все популярные артисты. Проще сказать, кого не было. Хочу отметить Михаила Задорнова. Я им очарована. Он был не только юморист, но и настоящий патриот своей страны. Иногда артиста видишь по телевизору одним, а при встрече он оказывается другим. У Задорнова не было этой разницы, каким я его воспринимала с экрана телевизора, такой же он был и в жизни.
У нас всегда были яркие мероприятия, и я любила всех своих артистов — каждый индивидуален, каждый талантлив. Окружающие мне обычно говорят: «Таня, какая у тебя работа интересная. Праздник каждый день!». Да, я до сих пор на работу хожу, как на праздник. Хотя иногда это стоит таких нервов, такого здоровья! Всегда переживала за каждое свое мероприятие, за каждый концерт, за каждый спектакль. Но при этом я никогда своей работе не изменяла и уже не изменю. Я влюблена в свою работу. Уверена, что каждый, кто работает в Культурном центре, любит и предан своему делу. Иначе на столько лет не задержались бы. Дворец — это жизнь. Домой мы приходим только ночевать. Тут по-другому работать нельзя.
Работают в учреждении 34 и 29 лет соответственно.
О создании хора «Ковчег», мировых гастролях и американском хоре на сцене ДК:
— Первый директор Дворца культуры Борис Андреевич Лаврентьев стал и основателем хора в далеком 1983 году — ровно 35 лет назад. По сути дела, он всего лишь собрал людей — более 80 человек, мужчин и женщин. Коллектив тогда не имел названия. Просто академический хор. Ирина Рафаиловна пришла на должность аккомпаниатора-хормейстера в том же 83-м году (с хором начала работать с 1986 года), а Андрея Викторовича пригласили на должность руководителя хора в 1988 году. Называние «Ковчег», со ссылкой на православную историю, придумали уже в 90-е годы.
Неоднократно мы делали совместные концерты с американским хором. Хоровики прилетали из Бостона, и мы подготавливали специальные выступления — каждый коллектив пел отдельно: они исполняли американскую программу, мы — русскую, а потом пели вместе. Так же и мы летали к ним выступать.
Хор «Ковчег» за эти годы много где побывал. По России мы поездили — Орел, Тамбов, Кострома, Рыбинск, Черноголовка, Ярославль. За рубежом тоже побывали — Венгрия, Словакия, Германия, Австрия, Финляндия, Швеция, Чехия. Все города и страны, конкурсы и фестивали не перечислишь! О наших поездках можно часами рассказывать.
И параллельно всегда хотелось создать еще один коллектив. Так, 13 лет назад появилась капелла мальчиков «Орлята». А задумали мы ее потому, что нужно было пополнение мужской группы «Ковчега». Поэтому и приняли решение вырастить собственные кадры – сделать чисто мальчишечий состав, ведь хоров девочек полно. Многие ребята, которые вышли из «Орлят», в итоге пополнили ряды «Ковчега».
Работает в учреждении 32 года.
О Василии Лановом и вдохновляющей работе:
— За эти годы было много интересного: и потрясающие концерты, и потрясающие встречи, и потрясающие артисты — практически все знаменитые люди побывали в нашем Дворце: актеры, юмористы и эстрадные звезды — начиная от Пугачевой и Магомаева.
Но самое яркое впечатление произвела на меня встреча с Василием Лановым — безупречным мужчиной, джентльменом, профессионалом. Мы вместе вели концерт, и я ощущала себя очень комфортно в этой работе: буквально взлетала на сцену, чувствовала рядом твердое плечо, человека, который в духовном плане держал меня на руках — такое чувство партнера. В профессиональной жизни это, несомненно, яркое впечатление для меня.
Я считаю, что работа должна приносить удовольствие, потому что здесь мы проводим большое количество времени нашей жизни. У меня как раз тот самый счастливый случай. Работа вдохновляет меня жить дальше. Хотела ли когда-нибудь уйти (смеется — прим.)? Да, регулярно, практически каждый месяц такое желание возникало. Люди творческие ведь: всё внутри пылает, эмоционирует. Естественно, были за это время и интересные места, куда меня приглашали работать. Но свое гнездышко, оно свое. Здесь все выстрадано, выстроено, все родное — каждый уголочек. Мне тут очень хорошо. Если человек чувствует себя комфортно, значит, это его место. Когда Дворец культуры только строили, я уже мечтала туда попасть. «Я просто создана для этого Дворца. Это мое место», — думала я. Так и вышло.
Скучать не приходится. Каждый год в моей студии новая группа, абсолютно отличающаяся от предыдущей. Можно ее даже называть именем какого-то участника – неформального лидера, который ведет за собой всю группу. От личности меняется и направление этой группы.
Работает в учреждении 34 года.
Про мальчиков в балете и гран-при на международном конкурсе:
— Я пришла во Дворец после окончания Московского государственного университета культуры в 1983 году. Когда только начинала, было очень много мальчиков — по 12 человек в группе. А когда город стал развиваться, начали открывать спортивные секции, мальчики потихоньку все ушли. Даже муж мне в этом «помог» — многих увел в секцию карате заниматься. Остались одни девочки. Мы тогда даже сменили название: назывались «Юный зеленоградец», а переименовались в «Грацию». Звучит! К счастью, в моей студии всегда было много детей. Я даже могу себе позволить брать не всех, а отбирать по данным.
В свое время было очень много предложений сменить работу. Но мы, выпускники маститых мастеров (в университете культуры преподавали педагоги из Большого театра, Балета имени Игоря Моисеева) — настолько фанаты своего дела, в нас вложили столько знаний, столько энтузиазма, настолько заразили искусством танца, что я даже не представляла, как я брошу свой коллектив и пойду работать в другое место. Я настолько сильно люблю всех своих детей, что даже родной сын порой ревнует.
Самое яркое в жизни любого коллектива — это поездки на конкурсы, во время которых коллектив, родители, педагоги сближаются, завязывается дружба. Мы вместе ездим на экскурсии, купаемся, болеем друг за друга во время конкурсов, находимся в общей эйфории. Больше всего мне запомнился международный конкурс в Черногории несколько лет назад, где было очень много коллективов из разных стран. Туда мы привезли 2 возрастные группы, большую программу, все очень старались. И вот сидим уже после выступлений, смотрим на выставленные в ряд кубки. И один из них такой большой, красивый. Дети с родителями говорят: «Мы хотим это кубок!». И тут объявляют: «Гран-при – балетная студия “Грация”». Все были в восторге. Потом из этого кубка пили шампанское: родители — свое, дети — детское.
Работает в учреждении 30 лет.
Про моду на шитье и Юрии Антонове:
— Я уже работала много лет преподавателем по шитью, когда Дворец культуры только строился. Здание было непохоже ни на какое другое своей интересной архитектурой — у меня появилось большое желание работать здесь, и оно осуществилось.
Поначалу набирались большие группы по 20-25 человек. Женщины приходили учиться шить после работы. Им нравилось элегантно одеваться, ориентироваться в моде. Шили много изделий, и из лучших работ устраивали выставки и демонстрации одежды. В 90-ые годы, когда в стране был кризис, появились рынки, люди стали покупать готовые дешевые вещи массового производства, и спрос на курсы по шитью снизился. В группы тогда записывались по 4-5 человек. Эти годы были очень тяжелые, но испытание мы прошли. Сейчас снова возродился спрос на индивидуальный пошив изделий и численность в группах стала увеличиваться.
Помню, у нас аудитория для занятий располагалась в общем коридоре с артистической комнатой. Один раз, проходя мимо курящего мужчины, посмотрела на него осуждающе, поскольку дым шел к нам в аудиторию. Лицо было очень знакомым, но не могла вспомнить, откуда я его знаю. Он тоже, в свою очередь, удивленно и как-то странно посмотрел на меня. Когда пришла в группу, то женщины говорили о сегодняшнем концерте Юрия Антонова…
Работает в учреждении 35 лет.
Про рукописные плакаты, кошку Масяню, Игоря Покровского и любовные истории:
— Раньше, до появления принтеров, типографий, сканеров, все делали своими руками —декорации, афиши, 3-метровые плакаты и 40-метровые заставки на крышу к праздникам: «Да здравствует 7 ноября!», «С Новым годом!», «С Днем революции!», «С 8 марта!», «С 9 мая!». Рисовали гуашью — эта краска до сих пор осталась, очень хорошая, с 85 года еще сохранилась. В штате тогда было 6 художников. Сейчас я остался один.
Помню открытие. В тот день приехал архитектор Дворца Игорь Александрович Покровский. Мы с ним были знакомы, потому что я до этого работал у него в мастерской. Он ходил по зданию, искал какую-то аудиторию, подходит ко мне и говорит: «Миша, я не понимаю, как пройти, что мы понастроили».
Мы столько известных людей здесь видели! Но самый яркий след оставил, пожалуй, Аркадий Райкин — очень сильный человек. Помню, он шел за кулисами в сопровождении сына Константина и медика. Они его подвели к занавесу, за кулисами тот еле стоял, но вышел на сцену — и переменился просто невероятно. Выходил со сцены и снова повисал на руках сопровождающих. То есть держался он только перед зрителями.
Во Дворце культуры раньше было очень много любовных историй. Коллектив молодой, люди творческие, эмоциональные. Сплошные служебные романы. Образовалось в 80-е очень много пар. Встречались, расставались, женились, разводились, встречались снова. Сплошные лав-стори.
А еще у меня в кабинете долгое время жила пятнистая кошка Масяня, которую очень любили дети!
Работает в учреждении 35 лет.
Про световое оборудование и первые компьютеры:
— Я пришла работать в ДК, когда мне было 24 года, еще до официального открытия учреждения. Я работала с группой осветителей на концерте в честь открытия Дворца. И как-то затянуло на всю жизнь.
Начинали работать на советском оборудовании «Старт». В 90-е стали менять аппаратуру на итальянскую, поставили первые компьютеры. Это очень хорошо запомнилось, ведь тогда только начиналась компьютеризация. И вот я училась на них работать. Очень этого боялись — боялись к ним даже подойти, кнопку нажать — вдруг что-то где-то не так сделаем. Мониторы, клавиатура — все это было в диковинку. А сейчас у нас уже оборудование нового поколения. Совсем по-другому стало все работать. Шикарный свет, звук, удобные программы.
Для меня самым ярким событием стала не встреча с актером или певцом. Я до сих пор помню, как к нам приезжал детский спектакль «Мишкины слезы». По сюжету был очень хороший, сказочный мишка. И такая замечательная была постановка! У меня дочке тогда было 4 года. Даже я слезинку проронила.
Работает в учреждении 29 лет. В разные годы занимала должности костюмера, администратора по рекламе, в настоящее время — администратор в клубе «Радуга»
О рекламном отделе и встрече с юным Дмитрием Маликовым:
— Мне было 26 лет, когда я пришла работать в ДК. Целая жизнь прошла. Нет, не жалею. Мне эта работа нравится. Конечно, было тяжело, потому что всегда все шишки летят на рекламу: не пришли люди — мы виноваты. Хорошо расходились билеты, к примеру, на Михаила Задорнова. Билеты продавались за 2 недели, причем без афиш и анонсов. А были артисты, на которых публика не шла, хоть на нос афиши вешай.
Сегодня все то же самое. И распространяли рекламу так же: газеты, радио, афишные доски, объявления на предприятиях. Разве что не существовало таких коммуникаций, как сейчас. Не было интернета, принтеров, мобильных телефонов. Сами ходили и информацию разносили.
Да и мероприятий раньше столько не было. Артисты и театральные труппы только начинали ездить по гастролям. Концерты и детские спектакли проходили раз в месяц, и всегда с аншлагами. Остальные мероприятия — выступления творческих коллективов Дворца, посвящённые каким-то датам. На них тоже ходили массово.
Наверное, самые яркие впечатления — это первые годы. Больше всего я запомнила юного Диму Маликова. Он тогда только начинал, еще не был известен. Приехал выступать, кажется, на корпоративном празднике завода «Элма». Его гримерка была около театрального зала, видимо, потому что гримерки киноконцертного зала были заняты более звёздными артистами. Поэтому ему пришлось бегать туда-сюда. Такой высокий, красивый, в шикарном белом плаще. Помню, он сильно волновался.
Работает в учреждении 35 лет. Начинала работать методистом, затем занималась культурологической деятельностью: принимала участие в создании семейных, детских, молодежных мероприятий в качестве организатора, ведущей, актрисы. В настоящее время занимает должность администратора.
Об открытии Дворца культуры в 1983 году и встрече с Аллой Пугачевой:
— Я была на самом открытии 17 апреля 1983 года. И не просто присутствовала, а держала ножницы для торжественного разрезания ленточки. Хорошо помню этот день. До этого было очень тепло, а 17 апреля пошел снег, стало холодно, а я была в платье.
Молодость – это все одно сплошное яркое воспоминание. Вереница разных впечатлений. Мы встречали артистов, которых видели только по телевизору. И это производило сильное впечатление. Больше всего запомнилась встреча с Аллой Борисовной Пугачевой. Я всегда представляла этого человека одним, а увидела другим: чуть ли не вполовину меньше, чем на экране.
Честно говоря, не думала, что задержусь в ДК надолго. У меня были другие планы на жизнь — я собиралась поступать в театральное училище и стать актрисой. Однако личная жизнь сложилась иначе: вышла замуж, муж не хотел, чтобы я училась, и только после развода смогла поступить хотя бы в Культпросветучилище. Потом второй брак. Потом третий. В 90-е, когда я родила ребенка и вернулась после декрета в ДК в качестве администратора, мне предлагали пойти работать в Останкино на известную программу. Но маленького ребенка не с кем было оставлять. В общем, так я и проработала здесь 35 лет.
Работает в учреждении 31 год. Сначала костюмером, затем администратором по артистам, в настоящее время — администратор по работе с посетителями.
О поездках за артистами:
— Это сейчас артисты сами приезжают, либо их привозит организатор. А раньше мы сами ездили за ними. Помню поездки к Александру Серову, Василию Лановому, Наталье Гундаревой и симфоническому оркестру тогда еще Дмитрия Орлова. Это очень яркие воспоминания. За Лановым заезжали в театр. За Серовым — к нему домой, дверь открыла его мама — было удивительно вот так зайти в их квартиру. За симфоническим оркестром всегда ездили рано, в 6 утра. Я как представитель заходила на территорию, говорила: «За Вами приехали. Собирайтесь, пожалуйста, все». А пока мы ехали, беседовали с артистами. Они все простые, открытые, добрые люди.
Дворец культуры для меня как второй дом. Я очень довольна своей работой. Буквально живу ей. Мне здесь всегда было интересно в любой должности. Потому что это нескучная и интересная работа. Я люблю людей, артистов, посетителей, поэтому мне доставляет удовольствие и моральное удовлетворение моя трудовая деятельность.
Работает в учреждении 30 лет. Занимал должности электромонтера, осветителя, электромеханика по грузоподъемным механизмам, в настоящее время трудится в должности машиниста сцены, также занимается различными техническими и ремонтными работами.
О техническом оснащении сцены:
— Тогда много делали своими руками. Во Дворце было несколько сильных технических специалистов — Липунцов, Карпов, Андрюшин — мы вместе сделали практически все, что было нужно для сцены театрального и киноконцертного зала.
Наша собственная разработка, которой очень гордимся, — конструкция для машинистов сцены. Изначально им приходилось забираться высоко, под крышу, на галерки, и управлять оттуда занавесом и оборудованием, а еще бегать на последний этаж, чтобы включать и отключать тиристоры для управления светом. А мы придумали и сделали аппарат, который позволил им не забираться наверх, а управлять всем оборудованием снизу, стоя на одном месте. Этот аппарат работает до сих пор.
Вообще Дворец культуры – огромное пространство, в котором всегда надо что-то починить, залатать, достроить, придумать, здесь надо уметь делать всё, чтобы большая творческая машина не останавливалась, чем мы и занимаемся.